THE BUKHARIAN TIMES

Новый феномен: «спокойная тревога»

Когда силы Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в Иране начали ракетные атаки на Израиль, я беседовал с израильским политологом либерального толка. Он живет в Самарии, но гостил в то время у своей сестры в Иерусалиме. Когда я стал читать ему с телеэкрана новости о начале атак, он отреагировал невозмутимо: «А, вот одна ракета упала недалеко от нашего двора». После этой реплики я для себя сформулировал новое словосочетание: «израильская спокойная тревога». Ракетной атакой в Израиле уже никого не удивишь, нервы стали крепче.
Чрезмерное количество информации в социальных сетях, медиа и мессенджерах вообще делает человека более циничным или чересчур эмоциональным. Выложенную иракским пользователем Твиттера видео летящей ракеты и беспилотного аппарата я смотрел, как многие другие, в режиме реального времени. Это, действительно, новый этап в ведении войн.
Для меня ни террористическая атака ХАМАС 7 октября, ни гибридная агрессия Ирана против Израиля из Южного Ливана и Сирии, ни последовавшая ракетная атака не стали сенсацией. И раньше было ясно, что не ради потехи эти террористы накапливают ракеты и роют туннели, и полагаться в обеспечении безопасности только на цифровые гаджеты, супер-пупер камеры легкомысленно.

Кто искуснее в нападениях на посольства?

Как известно, Иран оправдывал свою агрессию тем, что израильские ВВС нанесли ракетный удар по консульству Ирана в Дамаске, в результате чего были убиты высокопоставленные генералы КСИР и несколько лидеров террористов из «Исламского джихада».
В мировой практике у Ирана накоплен самый большой опыт нападения на иностранные дипломатические представительства. Вспомним захват в качестве заложников американских дипломатов в 1979-1980 гг., штурм посольства Саудовской Аравии в Тегеране в 2016 году, организованный ксировским духовником Хассаном Кордмиханом, который был назначен сразу после этого главой Федерации дзюдо Ирана.
Иранскими агентами в Ираке были осуществлено нападение на посольство Швеции в Багдаде, а также на другие арабские и европейские представительства. Готовилась также аналогичная атака на посольство США в Ираке, но тогдашний президент США Дональд Трамп не позволил этого генералу Сулеймани и главе иранских прокси в Ираке Муханидису, отдав приказ на их ликвидацию.
Израилю и США очень далеко до Ирана в умении нападать на иностранные посольства. Иранские спецслужбы разработали тактику штурма силами якобы разъяренных активистов и протестующих.
В израильской операции по ликвидации генерала КСИР Мухаммеда Реза Захеди удар был нанесен не по иранскому дипломатическому ведомству, а по зданию, которое было рядом и официально не числилось на его балансе. Ни сам консул Ирана в Сирии, ни посол, ни их семьи не пострадали во время атаки, так же, как и рядовые сотрудники. Убиты были только ксировцы и несколько представителей иранских прокси, действующих в Сирии, Ливане и Йемене.
Политические комментаторы и эксперты после иранских атак разделились на два лагеря: одни настаивают на том, что атака Ирана против Израиля является беспрецедентной, дерзкой и показательной. Другие указывают на её странность и на возможный «договорняк» за кулисами между американцами, израильтянами и иранцами, чтобы снизить эскалацию и охладить страсти внутри Ирана, где якобы требовали нанести массированный удар и объявить войну Израилю.
Я же склоняюсь к тому, что удар против Израиля носил скорее показательный характер.

Шутки про котлету

После каждой ликвидации какого-то генерала в иранских сетевых пространствах распространяются шутки про котлету. Мол, «Израиль или США уничтожили его, превратив в котлету», или «Подоспела новая котлета». Вообще, сегодня за публикацию изображения котлеты могут доставить в ксировские казематы и наказать. Тем не менее количество таких публикаций растет. Режим в Иране держится на штыках, его поддерживают максимум 20-30 процентов жителей страны. Остальные вообще игнорируют и бойкотируют режим и ждут его кончины.
Иранское руководство об этом прекрасно осведомлено и поэтому не желает развязать большую войну против Израиля или США, но при этом активно поддерживает своих прокси в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене.
Иранцы сравнивают существующий режим с девом Заххаком из «Шахнаме» Фирдоуси. Как известно, в этом произведении дев Заххак ассоциируется со злым духом и властителем — тираном, выходцем из Аравии. Жителям страны надоела религиозная индоктринация в школах и в высших учебных заведениях. Молодое поколение, обитатели крупных городов Ирана с ненавистью смотрят на всё происходящее. В этом году даже арабские посетители Ирана отмечали, что во время месяца Рамадан, когда мусульмане постятся и не употребляют в дневное время пищу, в иранских городах парни и девушки, мужчины и женщины взрослого поколения едят, пьют кофе, чай, празднуют и пост не соблюдают. Более того, в этом году празднование Навруза (праздник весны у персов) стало настолько популярным, что количество прибывших к могилам и гробницам таких доисламских правителей, как Кир II, превосходило число посетителей главной мечети в Тегеране в последний день месяца Рамадан.

От ислама – назад, к персидской идентичности

Иранский панарабизм вызывает отторжение в обществе. Люди начинают в массовом порядке посещать гробницу Якуба ибн Лейса, основателя династии Саффаридов, правившей с 861 по 900 гг. Что это за фигура?
Историки отмечают, что Якубом двигала его персидская идентичность и вытекающее из этого желание восстановить славное Сасанидское прошлое. Его воспринимают, как спасителя иранцев от стремительной арабизации.
При нем персидский был введён в качестве официального языка. По некоторым источникам, Якуб не знал арабского, и поэтами того времени ему была создана репутация популярного народного героя. Его двор начал возрождение персидского языка после двух столетий, в течение которых арабский язык насаждался на земле Ирана. Похоже, нынешним властям не удалось уничтожить иранскую идентичность.
Правящий режим это замечает. То, что среди простых иранцев растет количество обращений к историческому прошлому доарабского завоевания Ирана, не может не тревожить муллократов. Они могут полагаться на социалистов в крупных кампусах США и Европы, на исламистов и своих сателлитов на Ближнем Востоке, на различных прокси, типа Хезболлы и отряда Фатимиюн. Но идеологическая база режима мулл в Иране уже стремительно теряет свои позиции в массовом сознании общества. Это уже не объединитель всех против чего-то и кого-то. Остается полагаться только на силовую базу: как на КСИР, так и на их подопечных из Ирака, Афганистана и Ливана, которых используют для подавления массовых протестов в Иране.
В такой обстановке Тегеран не может позволить себе большую войну. Начав её, он может получить внутри новый фронт противостояния, который положит конец существующему режиму. Принц Реза Пехлави, сын последнего шаха Ирана, а сегодня лидер Iran Novin Party – Партия Нового Ирана, в своем письме Биньямину Нетаньяху сделал акцент на то, что только само иранское общество в состоянии положить конец исламскому режиму и обеспечить стабильность на Ближнем Востоке. Для всего этого им нужна поддержка демократических стран, а враг у Израиля и иранского народа один – правящий режим мулл в Иране, и для ликвидации этой угрозы им нужны совместные шаги.

Так что же нам делать?

На мой взгляд, после агрессивной ракетной атаки Ирана на Израиль и после подлого террористического нападения ХАМАС не стоит питать иллюзий
Простые иранцы, сторонники принца Пехлави, и израильтяне оказались по одну сторону баррикад. По отношению к ним враждебно настроены одни и те же политические, активистские, лоббистские силы в кампусах, мозговых центрах крупных столиц мира. Добавьте к этому еще путинскую Россию, коммунистический Китай, коррумпированный и тотально закомплексованный, так называемый «Глобальный Юг», и получится полный набор врагов как противников режима мулл в Иране, так и Израиля. Поэтому поддержка со стороны Израиля сторонников изменения строя в Иране должна выйти далеко за пределы различных встреч, конференций, демонстраций и выражения солидарности. То, на что пытается обратить внимание принц Реза Пехлави, на мой взгляд, должно найти практическое применение.
Как в старые добрые времена, революционерам необходима политическая инфраструктура, помощь с логистикой по обеспечению необходимыми материалами, печатные станки, амуниция, радио и теле-
эфиры, распространение информации. Противостояние в информационном поле требует сильного арсенала. Таким арсеналом должен стать Израиль и еврейская община, иначе будет поздно.

Рафаэль Саттаров