THE BUKHARIAN TIMES

ансамбля Аврама Толмасова

Юре Коэну – 55 лет. Почти 40 лет играет на синтезаторе в ансамбле Аврама Толмасова. В общении он скромный человек и в то же время интересный собеседник. По моей просьбе Юра пришёл ко мне домой, и мы за чашкой чая побеседовали о музыке и о творчестве этого, безусловно, талантливого музыканта.

Э.А: Скажите, Юра, как Вы вошли в мир музыки. Это Ваше увлечение с детства?

Ю.К: Мне не было и десяти лет, когда мои родители привели меня в музыкальную школу №3 Самарканда. Я окончил её успешно и буквально влюбился в игру на аккордеоне. За это я признателен моим родителям. Огромная им благодарность!

В начале 80-х годов прошлого века талантливый музыкант Арсен Ханимов (з»л) организовал ансамбль с молодыми музыкантами Артёмом Заульяновым и Шаломом Очилдиевым. Я играл на аккордеоне. Это для меня было большой поддержкой и в значительной мере определило мой путь в профессиональную музыку.

Э.А: Ну, а с Аврамом Толмасовым когда Вы познакомились?

Ю.К: В тот период Аврам был уже знаменитым певцом в Самарканде. И вот в 1983 году, в день моего 13-летия, я пожелал, чтобы Аврам принял участие в моей бар-мицве. Его ансамбль ни на какие мероприятия не ходил, кроме как на свадьбы. Но моим родителям каким-то чудом удалось уговорить Аврама Толмасова. Так на бар-мицве я познакомился с Аврамом ещё ближе. После моего выступления на этом вечере, Аврам благословил меня и пожелал дальнейших успехов в музыке.

Э.А: Как развивалось Ваше творчество в дальнейшем?

Ю.К: Затем меня пригласили в ансамбль Илюши Даниярова. А когда мне исполнилось 15 лет, я перешел в ансамбль братьев Марика, Игоря и Лёвы (сыновья Эмануэля Толмасова), Ромы (сын Шмуэля Толмасова) и Миши Левиева. Я уже играл на синтезаторе. Во многом я благодарен братьям Толмасовым за помощь.

Синтезатор стал моим любимым занятием. Я днями сидел и отрабатывал ту или иную мелодию. Особенно нелёгким было изучение ритмов Шашмакома. Меня поддерживали и учили такие знаменитые музыканты, как Аврам и Мошка Толмасовы, Менаше и Илюша Абрамовы, Борис и Нисон Кукнариевы, Илюша Бараев и многие другие.

Э.А. Кого же всё-таки Вы считаете своим устозом?

Ю.К: Безусловно, Аврама Толмасова и Малкиэля, сына Шмуэля Толмасова, – первого и сильнейшего органиста среди бухарских евреев. Для меня это была большая школа игры на синтезаторе. Затем в 1986 году Аврам Толмасов пригласил меня в свой ансамбль. Я участвовал во всех концертах и мероприятиях. К сожалению, Аврам в 1988 году уехал в Израиль, и ансамбль осиротел.

Э.А. Ну, а что дальше?

Ю.К: Дальше, до 1993 года, то есть до поездки в Израиль, по инициативе и при поддержке Эдика Левиева, я попал в состав ансамбля знаменитого Мардона Мавлонова, Народного артиста Узбекистана и Таджикистана. Мы участвовали в правительственных концертах, проводили свадьбы и всякие торжества.

Э.А: В Израиле опять ансамбль Аврама Толмасова …

Ю.К: Да, при первой встрече в Израиле он сказал: «Юра, займи своё место в ансамбле» . Кроме Толмасова и артистов из его ансамбля, меня поддержали и всячески помогали другие знаменитые певцы. С Толмасовым мы побывали в Австрии, Америке, а также в дипломатической поездке в Самарканд и Ташкент, где нас встречали бурно и торжественно.

Э.А: Юра, какие наиболее любопытные случаи были в Вашей музыкальной жизни?

Ю.К: Прежде всего вот какой. Артисты, которые проводили мою бар-мицву, через несколько десятилетий участвовали в свадьбе моей дочери: это Авром Толмасов, Илюша Бараев и Нисон Кукнариев. О Нисоне я хочу сказать особо. Он впервые в мире придумал способ установки микрофона в кларнет, а также впервые в истории играл Шашмаком на кларнете, на котором он играет виртуозно.

Ещё один случай, смешной. Мне было 15 лет, учился я в 8 классе. как-то вечером ко мне приезжают артисты нашего ансамбля и говорят:

– Давай, Юра, скорей. Одевайся, нет времени. Мы должны срочно поехать и провести свадьбу одного важного человека.

И я в ответ:

– Нет, я не могу с вами поехать.

– Почему? – одновременно спросили все.

– Нам задали в школе учить стихи, а я ещё не успел их выучить.

Разразился шквал смеха.

– Эхезе, стихи гуфта худаша хӯрсоде, пӯш либосата рафтим, – заявили друзья из ансамбля. Так я оставил все свои уроки и поехал с ними проводить свадьбу.

В дальнейшем, почти при каждой встрече они спрашивали:

– Стихи выучил?

Э.А: Да, забавный случай. Ну что ж, Юра, большое спасибо Вам за интервью, и дальнейших успехов. Надеюсь своим искусством и в дальнейшем Вы будете приносить радость нашему народу.

Эмануэль Алаев