Рафаэль Некталов

Авнера Елизарова я знаю с первых дней жизни в иммиграции. Встречался с ним каждый божий день на Квинс-бульваре, который стал всем нам родным с момента появления в Нью-Йорке. Тогда новые американцы, бухарские евреи, выходцы из постсоветских республик Центральной Азии начинали открывать свои первые бизнесы, и я, как главный редактор газеты “Мост”, естественно, этому радовался, так как они могли стать потенциальными рекламодателями.
Елизаров начинал свой бизнес вместе с семьей: молодая жена и сын Ави находились в ресторане почти круглосуточно.
Прошло почти 30 лет. Недавно мы встретились с. Елизаровым в его ресторане “Imperial”, расположенном в центре Квинса, и он дал мне свое первое за все годы своей жизни в Америке интервью.
Рафаэль Некталов:
– Авнер, расскажи, пожалуйста, нашим читателям о себе. Тебя многие знают, но практически мало кому известно, откуда ты, чем занимался, как пришел к ресторанному бизнесу?
Авнер Елизаров:
– Я родом из Шахрисабза. Мой отец, Або Елизеров, был известным в городе человеком, который активно поддерживал общину, проявлял заботу о кладбище. Моя мама из рода Ароновых и Кукнариевых. Среди них немало талантливых музыкантов и певцов, которые жили в Самарканде и Душанбе.
Когда мне было чуть больше 16 лет, я переехал из Шахрисабза в Душанбе. Я в школе хорошо учился. Мечтал поступить в местный университет, на юридический факультет. С трудом, но поступил. К сожалению, пришлось через год отложить учебу по семейным обстоятельствам.
Сдал документы в индустриальный техникум, стал работать радиотелевизионным мастером.
– Каким тебе запомнился Душанбе тех лет?
– Очень красивым, перспективным для работы и бизнеса столичным городом с московским обеспечением. В 1980 году я открыл предприятие, на котором занимались тонированием стекол автомобилей, и в свои 22 года стал его директором. Под моим началом работали 45 человек! Все было прекрасно, мы хорошо зарабатывали.
Началась перестройка, появилось больше возможностей для частного предпринимательства, открылись дороги на Запад, развернулась иммиграция в Израиль, Америку. Мы помогали людям отправлять свой багаж, но в Таджикистане началась гражданская война, которая перечеркнула планы тысяч бухарских евреев.

Американская мечта Авнера
– В какую страну ты планировал эмигрировать?
– В Америку! А мои братья и сестры – в Израиль. Так мы решили.
— Тогда во многих семьях не было консенсуса. Кто-то в Израиль, кто-то – в Америку, другие в Европу, Австралию, Канаду…
– А что делать? Мы сами почти нигде не были. И все эти страны были для нас скорее загадочными, чем реальными! Но лично я хотел жить в самой процветающей стране мира – Америке! Хотя, если честно, то страну своей мечты я представлял несколько иной. Тем не менее, не жалуюсь. Причем, планировал в Манхеттене, напротив ООН, на Первой авеню, открыть специальную пекарню, построить тандыр, где выпекал бы на глазах у клиентов наши самые вкусные в мире самсу и лепешки.
– Круто! Не ювелирный бизнес, не золото, не бриллианты, а именно национальная кухня.
– Да. В 1994 году моя мечта сбылась. Все мои братья и сестры репатриировались в Израиль, а я принял решение эмигрировать в США.
– Как ты начал свой бизнес в Нью-Йорке?
– Я сразу же решил себя реализовать в ресторанном бизнесе. Приобрел у братьев Мастовых ресторан «Таджикистан» и начал активно развивать его. Это было непростое для меня время. Масса проблем с обустройством, рождение сына…
– Я помню, как вы всей семьей, круглосуточно трудились в своем ресторане. С рассветом приходили туда, готовили, а уходили поздно ночью.
– Так оно и было. Начинал без особой поддержки. Конкуренция, почти все делали сами, стараясь экономить на всем. Но Б-г был милостив, через некоторое время ресторан начал приносить доход, и мы стали постепенно вставать на ноги.
– Позже ты открыл новый ресторан «Империал».
– Да, мне хотелось расшириться и проводить большие семейные торжества. Со мной стал работать опытный повар, знаток европейской кухни, поляк Стенли. Так мы с ним проработали 4 года.
– Но потом ты этот ресторан продал. Почему, ведь все шло нормально?
– Да, так оно и было. Но в 2004 году у меня умерла мама. И я должен был полностью себя посвятить ей, чтобы поднять ее нишама на Небеса: ежедневные молитвы, еврейские праздники, посты, субботы… Я все, что надо было сделать, сделал. Позже, в 2008 году, я приобрел пекарню, которая со временем стала рестораном «Насиха»
– Как это слово переводится с иврита?
– «Насиха» в переводе на русский – «Принцесса».
– Красивое название! Понятно, чем объясняется выбор многих молодожёнов провести именно в этом ресторане Шева барахот и Шаббат хатан.
– Ресторан стал популярным в общине. Но название пришлось поменять. Хотелось чтобы он был привлекательным не только в нашей общине, но и шире. Я его переименовал в «Imperial».
Вкусно и недорого!
– Авнер, как бы ты не называл свой ресторан, у тебя всегда вкусная, разнообразная кухня, соблюдается высокий стандарт кашрута, и, самое главное – цены не кусаются. Как тебе удается добиваться таких доступных цен, когда все кругом дорожает и дорожает?
– На самом деле, мои цены — вне конкуренции. И вот почему: я не плачу рент. Наши цены остались на уровне 2000 года.
Семейные торжества – дни рождения, юбилеи, бар-мицва, бат-мицва – стоят 120 долларов с человека. Шева-барахот – 110. Шаббат – 80! Поминальные вечера, юшуво – всего 45!
– На ведь нет таких цен в других глатт-кошерных ресторанах.
– Так как у нас «семейный подряд», работает вся наша семья, у меня всегда есть дискаунт. Моя супруга, сын Ави работают вместе со мной, не покладая рук. Мы вместе приходим и вместе уходим. И я очень благодарен им. Особенно Ави, который, уже столько лет живя в Америке, владеет секретами ведения современного бизнеса. У него также есть рядом свой магазин оптики, так как он учился в колледже на оптометриста.
– Я замечал, что Ави приветлив, с уважением относится к клиентам, и, будучи молодым человеком, знает, как привлечь своих сверстников.
– Да, мой сын – разносторонне развитый молодой бизнесмен, который теперь возглавляет наш семейный бизнес. Поэтому, благодаря Ави, в нашем ресторане проводит свой досуг молодежь. Как правило, это религиозные, воспитанные в лучших традициях бухарских евреев, молодые люди. Поэтому все проходит мирно и без лишних эксцессов
– Ави – примерный сын. Я его хорошо знаю, горжусь им. Прекрасно воспитан, образован, скромный, доброжелательный.
– Спасибо. У него прекрасная семья. Вместе с супругой они воспитывают моих внуков: Эйтана, Авигаль и Арона.
Израиль в сердце моем!
– Можно вопрос не совсем по теме?
– Пожалуйста!
– Что ты чувствовал 7 октября 2023 года? Что для тебя значит Израиль?
– Это был ужасный день в моей жизни! Я не находил себе места. Но эта беда сплотила всех евреев мира! В Израиле живут мои сестры и братья, вся родня. Израиль – страна любого еврея, независимо от его политических взглядов, религиозности, расы. Израиль – наш общий дом.
– Авнер, почему ты, при такой любви к Израилю, к своим братьям, живущим там, сам оказался в Америке?
– Я говорил об этом. Америка была мечтой моей молодости. И я здесь! Нет никакой страны, которая может стоять рядом с Америкой. Это факт! И слава Б-гу, здесь проживает сама большая, после Израиля, бухарскоеврейская диаспора. И успехи наших соплеменников в этой стране являются лучшим доказательством правильности нашего выбора. И ещё, добавлю, этой страной сейчас руководит лучший в мире президент, большой друг Израиля и евреев Дональд Трамп. Я за него голосовал.
– Почему?
– Он в первый свой срок обещал перенести посольство США в Иерусалим и выполнил свое обещание. Он в авангарде мирных инициатив! И сейчас, то, что он делает для Америки и всего мира, – меня просто восхищает!
– Какая еще у тебя мечта в Америке, которая ждет своего воплощения?
– Построить большую синагогу в память о моих родителях, Або и Блор Елизеровых. Они были набожные и добропорядочное люди.
– Худо рахмат кунад! Добрая слава о них живет среди твоих земляков из Шахрисабза. Ждем Grand Оpening
Авнер, а когда ресторан «Imperial» снова распахнет свои двери, и ваши многочисленные клиенты смогут занять свои места в его просторном зале?
– В середине сентября. Накануне еврейских праздников! Пользуясь случаем, хочу пожелать всем нашим клиентам доброго здоровья, радостных и весёлых семейных торжеств, которые можно, как и раньше, провести в уютном, семейном ресторане «Imperial». Напоминаю, у нас два зала, и общая вместимость 250 человек. На нашей сцене выступают прославленные певцы и музыканты, которые скрасят ваш вечер.
Хуш омадед ба ресторани «Imperial»!
Звоните мне. Цены прежние, телефон тоже: 917-622-7315.