
В одной из своих публикаций о музыкальном искусстве я раскрыл тему, которую условно назвал “Бухарский еврей в музыке или музыка всех народов мира в нём одном”. А в этой статье я попробую сделать анализ исполнительского творчества блистательной певицы, которая является достоянием не только общины бухарских евреев всего мира, но и всех народов Средней Азии и Востока, – Мухаббат Шамаевой.
Уважаемый и известный музыковед и главный редактор американской газеты “The Bukharian Times” Рафаэль Некталов, создал международную профессиональную Ассоциацию музыковедов и искусствоведов бухарских евреев мира. Надеюсь, эта статья займёт свое в место в ряду аналитических материалов по данной теме.
Музыкальный анализ исполнительского творчества Мухаббат Шамаевой включает интерпретацию её произведений, то есть художественного истолкования музыки, вокальной техники, фразировки, интонации, динамики, стиля и эмоциональной выразительности.
Мухаббат Шамаева через своё индивидуальное прочтение воплощает текст, переходя от воспроизведения к творческому преображению. Здесь, конечно же, выявляется её самобытная интерпретация, филигранная вокальная техника, фразировка, динамика, эмоциональная выразительность, что, в конечном итоге, подчеркивает индивидуальность Мухаббат Шамаевой. Певица не просто “озвучивает” произведение, а находит своё уникальное художественное решение.
Вспомните, дорогие читатели, как каждая песня, будь то на ранней стадии или в пору творческой зрелости Мухаббат Шамаевой, становится именно в её особом исполнении божественным чудом и производит сильное эстетическое воздействие на зрителей и слушателей. Любая из этих песен, заметьте, не проходит бесследно для всех поклонников её творчества, которые начинают во всем подражать самой певице

Желание осмыслить секреты исполнительского искусства родилось, наверное, в тот момент, когда впервые была осознана роль исполнителя, как самостоятельной фигуры в мире музыки.
Известными и достаточно апробированными являются в классическом музыковедении концепции интерпретационного анализа музыкальных текстов, скажем, песен цикла “Бухарского Шашмакома”, фольклора бухарских евреев и лирических вокальных произведений. Вспомните творчество Барно Исхаковой, Берты Давидовой, Шоисты Мулладжановой, Софьи Бадалбаевой-Кайковой, Марии Малаковой и других мастеров макомата.
Мухаббат Шамаева – это певица-миф и певица-легенда, это целая эпоха в мире прекрасного. Нам известно, что у каждого лидера, оратора, организатора, педагога, лектора, воспитателя и, конечно же, мастера сценического искусства, есть определённое поле влияния на людей, слушателей, зрителей, почитателей. У Мухаббат Шамаевой охват её поля воздействия – это весь мир заворожённых и очарованных её вокальным искусством.
Мы должны признать простую истину: мастер певческого искусства намного ближе к народу и зрителям, нежели композитор или поэт-песенник. Только прекрасный исполнитель может создать шедевр из произведений композиторов и поэтов.
Вспомните слова известной журналистки нашей общины Рены Елизаровой о песне “Кӯчалар” в исполнении Мухаббат Шамаевой. Она дала наивысшую оценку этой певице, когда констатировала тот бесценный исторический факт, что в течение 25 лет город Ташкент и весь Узбекистан просыпались под мелодичные, божественные звуки этой песни, которую исполняла Мухаббат Шамаева.
Уникальная и проникновенная, многогранная и разноцветная палитра блистательных, царственных звуков, которые Мухаббат Шамаева в течение многих десятилетий дарила всем нам – её слушателям и почитателям, ценителям и поклонникам её творчества, вызывали у нас богатые эмоции и и ощущения взлёта, сказочного тепла и радушия, восхищения гениальностью исполнения.
Не могу забыть свои молодые годы, когда я работал в ансамбле народного артиста Таджикистана Нерьё Аминова и его сыновей Рошеля и Эдуарда. Мы каждый вечер выступали с этим знаменитым ансамблем на свадебных торжествах, а днём, притом очень часто, работали на девичниках-қошчинон, у бухарских евреев. Десятки девушек из нашей любимой общины одевались и наводили макияж на лица, делали причёски и даже старались разговаривать, как Мухаббат Шамаева. Все они пели с воодушевлением песни из её репертуара, именно в той манере, в какой сама певица и покорила весь мир. Мимика, улыбка и жестикуляция, ну всё и вся напоминало нам их кумира – Мухаббат Шамаеву.
В те годы я очень неплохо играл на таре. Поэтому многие из этих поклонниц творчества великой певицы просили меня сопровождать их пение из её репертуара игрой на этом инструменте. Ведь мы не имеем права забывать даже ни на одну минутку, что основой музыкально-сценического творчества Мухаббат Шамаевой, по полному праву, являлся всегда её супруг и спутник её жизни, музыкальный руководитель и гений инструментального музыкального творчества, Ильёс Малаев. Их дуэт – её соло и уникальное инструментальное сопровождение её супруга на таре – стал для многих поколений поклонников их творчества одним из самых желанных.
Уважаемой г-же Мухаббат Шамаевой и всей её семье, я желаю крепкого здоровья и долголетия, нам всем на радость, благополучия и душевного покоя, радости и настоящего семейного счастья в кругу детей, внуков и правнуков и, конечно же, бесчисленных почитателей её творчества!
Рафаэль БАНГИЕВ
Тель-Авив, Израиль