Юрий Моор-Мурадов
Израиль

Это был исторический, без преувеличений, визит нашего президента в Израиль, – в страну, которую называют самым близким и преданным другом США. Мы попросили нашего собственного корреспондента в Израиле, писателя Юрия Моор-Мурадова подвести итог этому короткому, но впечатляющему визиту и рассказать, правда ли, что Трамп в Кнессете пожаловался на премьер-министра Нетаньяху и похвалил председателя оппозиции?
Для Израиля этот визит стал праздником – одновременно с праздником возвращения домой двадцати последних живых заложников из плена ХАМАСа, и Трамп является, безусловно, одним из главных архитекторов этой победы – наряду с израильским премьером Биньямином Нетаньяху, который отдал приказ армии наступать на последний оплот ХАМАСа в городе Газа.
Трамп провел в Израиле несколько часов, отсюда отправился в Египет на Мирную конференцию глав государств, на которой планировалось собирать деньги на восстановление Газы, по крайней мере – получить обещание дать денег. По оценкам, на восстановление понадобится более 70 миллиардов долларов и не менее 10 лет. Причем, как сказал Трамп в Шарм а-Шейхе, никакого восстановления не будет, пока ХАМАС не сложит оружие.
В ходе пребывания в Израиле президент Трамп посетил Кнессет, где произнес речь, которая длилась более часа и стала одной из самых длинных речей, которые произносили в нашем парламенте зарубежные гости.
Наш парламент сейчас на каникулах, но собрался специально для встречи с высоким гостем.
Когда Трамп вошел в зал заседаний, все встали с мест и приветствовали его бурными продолжительными аплодисментами. Представляя гостя, спикер Кнессета Амир Охана охарактеризовал его как “самого лучшего друга, какой когда-либо был у Израиля в Белом доме”.
Первым выступил с речью Нетаньяху (он говорил на своем великолепном американском, приобретенным, когда он учился в школе и в университете в США). Среди прочего он поблагодарил Трампа за возвращение заложников и сказал, что выдвинет его на Госпремию Израиля.
В своей ответной речи Трамп подчеркнул, что это великая победа Израиля – и всего мира: “Урок, который должен извлечь мир из данной войны: того, кто нападает на эту страну – ждет сокрушительное поражение”.
Трамп со свойственным ему оптимизмом провозгласил в Кнессете: “Это не только конец войне. Это конец эпохе террора”.
Я отношусь к этому с меньшим энтузиазмом, потому что главным спонсором и дипломатическим прикрытием террора являются не страны Ближнего Востока, тоже заинтересованные в стабильности, а западные СМИ и международные организации, которые требуют бороться с террором “в шелковых перчатках”.

В отличие от лицемерных лидеров ряда ведущих западных стран, правители на Ближнем Востоке в душе рады тому, что ХАМАС перестанет существовать как влиятельная вооруженная группировка, потому что израильские акты возмездия вызывали волнения в их странах и потому что провокации ХАМАСА дорого обходятся мусульманскому миру.
Даже Иран почти официально признал на днях, что устроенная ХАМАСом бойня 7 октября 2023 года была “серьезной стратегической ошибкой”. Как написано в редакционной статье рупора аятолл, иранской газеты “Джумхурия ислами”, “это вызвало серию трагедий в мусульманском мире, среди них – разрушение Газы, смерть десятков тысяч и серьезный удар по “оси иранского сопротивления”.
В статье говорится, что за минувшие два года Иран потерял главных союзников: ХАМАС, Хизбаллу, сирийский режим и хуситов, которым в Йемене нанесен тяжелый урон. И в самом Иране были ликвидированы сотни человек, среди них ученые-ядерщики и генералы. Статья заключает, что поражение понес весь исламский мир.
Залогом того, что в ближайшие годы будет тихо у границ еврейского государства является то, что сейчас, при Нетаньяху соглашения с Газой и Ливаном были заключены с позиции силы – и это в корне отличается от прежних попыток. Псевдодоговоренности Норвежских соглашений не стоили той бумаги, на которой были написаны. Правительство Ольмерта-Ливни в 2006 году после Второй ливанской войны заключило перемирие с Ливаном – и Израиль годами получал ракеты на свои города. Лапид-Беннет-Либерман заключили в 2022 году с Хизбаллой перемирие, отдав ей акваторию – и очень скоро Хизбалла начала массовые обстрелы Израиля ракетами. Сейчас, при Нетаньяху, перемирие с Ливаном подписано с позиции силы, после того, как ЦАХАЛ разгромил Хизбаллу и занял юг Ливана – и когда Израиль колотил авиа-дубинкой Иран, ни одна ракета из Ливана не полетела в нашу сторону. Вот истинная проверка надежности договора. И это перемирие будет долговечным.
И назревающее соглашение с новой Сирией (правители которой даже обещают в качестве жеста доброй воли передать Израилю останки казненного там израильского разведчика Эли Коэна) тоже будет заключено с позиции силы, когда ЦАХАЛ занимает Юг Сирии; и оно также будет надежным.
По Ирану, видимо, придется нанести еще один мощнейший удар, а потом США заключат с Ираном соглашение – которое также будет Ираном выполняться.
Трамп прогнозировал в своей речи в Кнессете расширение Авраамовых соглашений и нормализацию отношений между Израилем и другими ведущими странами Ближнего Востока.
Чего Трамп не произнес в своей речи в Кнессете (и вечером того же дня – на саммите в Египте) – это двух слов: “Палестинское государство” – и это знаково.
Правда, в соглашении по Газе есть туманный пункт о создании в будущем палестинского государства – но не сказано, в каких границах, когда, кто будет там управлять. И этот туманный пункт позволяет быстрейшими темпами нормализовать отношения между Израилем и влиятельнейшими арабскими странами, которые все время выставляют только одно условие: продвигаться к созданию палестинского государства. Исторический процесс примирения с соседями был прерван нападением ХАМАСа в октябре 2023 года. Нормализуем отношения – а там посмотрим, смогут ли палестинцы создать свое государство. Им уже много раз предлагали это сделать – они всякий раз “колебались”. Страну создать – это не ишака на бумаге нарисовать. Процессу нормализации (который, по мнению всех экспертов, принесет огромные дивиденды Израилю и его экономике) такая задержка с созданием палестинского государства не помешает; все два года, что Израиль громил ХАМАС в Газе, Хизбаллу в Ливане, сирийский бандитов, усмирял Иран, нанес удар по Катару – ни одна из стран, нормализовавших отношения с нами, не денонсировала эти соглашения. Поразительный факт, который говорит о “заботе” этих стран о судьбе палестинцев больше, чем все их публичные заявления.
В конце речи Трамп обратился к президенту Израиля Ицхаку Герцогу: “Может, помилуешь Нетаньяху? Кому интересны сигары и шампанское?”
Любопытная деталь: вопреки обычаю, на это праздничное заседание не пригласили председателя Верховного суда, которого коалиция считает самоназначенцем, поскольку это не было согласовано, как положено, с министром юстиции, и юридического советника правительства Гали Бахарав-Миару (должность, аналогичная attorney general в США), которую правительство уволило, обвинив в предвзятом поведении, но которая отказывается сложить полномочия.
Многие в Израиле повторяют слова Трампа о Нетаньяху: “Он очень тяжелый человек, но именно это и позволило заключить хорошее соглашение”.
Стоит отметить курьезный инцидент. Нетаньяху, как первый оратор, закончил свое выступление, Трамп подошел к трибуне, пожал ему руку, два государственных мужа обнялись. Нетаньяху спустился в зал, Трамп занял его место у микрофонов, приготовился говорить свою речь. И тут спикер Охана подошел к нему и что-то прошептал на ухо. Трамп сказал:
“Оппозиция! Ну, давайте оппозицию”.
То есть Охана объяснил Трампу, что по протоколу после премьера в Кнессете всегда выступает глава оппозиции.
Трампа можно понять. В США нет “оппозиционного президента” со своими правами, и он не знаком с такой процедурой.
На мой взгляд, глава оппозиции Яир Лапид, который никак не способствовал освобождению заложников, а все время призывал капитулировать перед ХАМАСом, мог бы на таком церемониальном заседании парламента и отказаться от выступления, тем более, что ничего нового не сказал, не признал ошибочной свою позицию, а продолжил сыпать комплименты Трампу, на что тот отреагировал, что у нас “очень симпатичный глава оппозиции”.
Лапид среди прочего сказал, что Израиль – сверхдержава в регионе, “потому что мы единственная демократия на Ближнем Востоке” – и в этом он абсолютно прав. Именно демократия позволила народу избрать самое лучшее правительство, которое и привело к победе над террором.
Это выдающееся событие не удалось омрачить двум депутатам от арабской коммунистической фракции (с которой в прошлый раз создали правительство Либерман, Беннет и Лапид). Эти двое пытались вызвать скандал: один поднял самодельный плакатик со словом “Геноцид”, другой поднял плакатик с призывом признать палестинское государство. По указанию спикера парламента обоих мгновенно вывели из зала.