THE BUKHARIAN TIMES

Всяк, кто живет, уйдет.

Бессмертен только тот,

Кто славу добрую

При жизни обретет

(Саади)

Натан родился в городе Самарканде, в семье Илюши Аронбаева и Тово Каршигиевой, дочери Исроэля Каршигиева, одного первых директоров средней школы №26 в еврейском квартале “Восток” (“Мизрахи” – “Шарк”).

Окончив среднюю общеобразовательную школу №26 с красным аттестатом, Натан поступает в Самаркандский сельскохозяйственный институт. На выбор его профессии ветеринара повлиял муж тети, Юрий Юсупов, работавший ветеринаром в Галляарале.

В 1977 году Натан окончил ветеринарное отделение с красным дипломом и посвятил себя деятельности, без которой немыслимо животноводство, – ветеринарии.

Молодой специалист был направлен в поселок “Бахмал” Галляаральского района, Джизакской области Узбекистана. Здесь Натан работал ветеринаром. В 1979 году он женился на Ирине, дочери известного в Самарканде педагога, историка, завуча школы №10 Рафаэля Ильяевича Аранбаева (1927-1977). Она была студенткой исторического факультета Самаркандского государственного университета.

Натан был внимательным и заботливым супругом. В этом браке родились трое детей: две дочери и сын.

Натан совершенствовался в своей профессии. В Ташкентском институте народного хозяйства он проходил стажировку и изучал систему наук о болезнях животных и их лечении, работал в ветеринарных лечебницах.

В 1979-1987 годах Натан Аронбаев – главный ветеринарный врач Зааминского района Джизакской области. Он открыл первый в Узбекистане промышленный свинокомплекс. Этот комплекс наладил выращивание животных в особом режиме, здесь производилось мясо для нужд республики.

Обретя большой опыт работы и уверенность в себе, Натан в начале 1987 года получает назначение на должность директора совхоза “Рассвет” Бахмальского района. Этот совхоз занимался преимущественно животноводством. Натан имел незаурядные способности и энергию, он с удовольствием изучал тонкости нового дела, расширял свой кругозор, был поглощен работой огромной важности.

Настоящие качества Натана проявлялись в ответственный момент. Он открыто дискутировал по широкому спектру хозяйственных проблем, быстро схватывал суть проблемы. Натан Аронбаев проявлял завидное трудолюбие и был очень настойчив. Он привлекал к себе внимание окружающих, благодаря своей доброте, порядочности и готовности протянуть руку помощи каждому.

Натан писал работу для защиты кандидатской диссертации по теме, связанной с изготовлением вакцин для животных. Он выезжал в Москву, обращался к ученым в соответствующих инстанциях. Но, увы, не успел воплотить свои идеи и осуществить свои планы.

В расцвете сил, в 33 года оборвалась его жизнь. Он трагически погиб в автокатастрофе, оставив безутешными супругу, детей, родителей…

Натан похоронен на еврейском кладбище города Самарканда.

Его жена, Ирина Аранбаева, переехала с детьми в Самарканд, работала секретарем профессора Израиля Гавриловича Приева, в те годы председателя Культурного центра бухарских евреев города Самарканда.

В 1993 году Ирина репатриировалась с детьми в Израиль, где стала преподавателем в общеобразовательных школах, а также в Сохнуте, в начальных классах для новых репатриантов. Она продолжает вести активную общественную деятельность в городе Кирьят-Гате.

Все трое детей унаследовали способности от отца и матери и стали достойными специалистами и хорошими родителями, подарившими Ирине 11 внуков и одного правнука.

Ты молод был, хотел творить и жить,

Мечтал о многом, но жизнь оборвалась.

Тебе бы годы долгие прожить,

Но ты навеки молодым остался,

Твой светлый образ с нами будет вечно.

Пусть ты недолго прожил,

Пусть злая смерть тебя отняла,

Но помнить будем мы тебя всегда.

Мы помним все, что связано с тобой,

В сердцах и мыслях наших – ты живой,

Твой светлый образ с нами будет вечно.

Супруга Ирина Аранбаева,
педагог,

Кирьят-Гат, Израиль


Вспоминая друга Натана


С семьей Аранбаевых наша семья очень была близка: мы жили на улице Бухарской, а они – на параллельной нам, Гиждуванской.

Мы очень часто ходили друг к другу в гости, тесно общались, поддерживали друг друга в радостные и горестные дни.

Я с Натаном учился в одной школе, которая находилась рядом с нашими домами. Очень часто, особенно в детстве, гуляли по нашим улицам, играли и вели дружеские беседы. Когда мы подросли, и нам было по 17-18 лет, мы, группа друзей, устраивали каждый год 1 января мальчишники.

И я пригласил в 1979 году Натана на такую вечеринку, которую мы проводили в доме Рафика Некталова. Его с радостью все приняли, потом он старался каждый год быть с нами. Натан получал огромное удовольствие от нашей дружной и веселой компании, в которой участвовали также Борис Фазылов, Алик Исхаков, Алик Малаев, Авром Толмасов, Юра Рубинов, Юза Шакаров… Натан был всегда в центре внимания, шутил, рассказывал анекдоты, эпизоды из своей жизни в Джизакской области.

Я учился в медицинском институте, а Натан – в Сельхозинституте, на ветеринарном факультете, и мы каждое утро встречались возле магазина возле 26-й школы и шли пешком до Регистана, там садились на автобус, идущий в новый город.

Натан был грамотным, всесторонне образованным, добрым и отзывчивым другом и собеседником с большим чувством юмора. Он всегда был опорой для сестёр и братишки Нисона. Дружил от души и чистого сердца.

После сельхозинститута его отправили на работу ветеринаром в Галляральский район Джизакской области. Вскоре его назначили главным ветеринаром этого района.

Вместе с супругой Ириной они жили в этом районе, Натан пользовался огромным авторитетом у руководства.

Каждую неделю приезжал к родителям, и мы обязательно встречались, отдыхали и подолгу обсуждали насущные жизненные ситуации и политические новости.

Но в один роковой день, 23 октября 1988 года, пришла печальная весть о трагической гибели Натана. В автомобиль, которым он управлял (хотя у него был служебный водитель), врезалась ночью грузовая машина, за рулём которой сидел пьяный шофер. Жизнь Натана трагически оборвалась в 33 года!

Эта страшная весть облетела всю нашу махаллю, где мы жили одной дружной семьей.

На похороны собрались тысячи людей, и много людей на автобусах и на своих машинах приехали из совхоза “Рассвет” и Галляаральского района. Очень много было выступавших на траурном митинге как со стороны нашей общины, так и гостей из Джизакской области. Все отмечали высокий профессионализм ветеринарного доктора Натана Аранбаева, говорили об его доброте, о прекрасных человеческих качествах. Все плакали, глядя на маленьких детей, убитую горем жену, брата Нисона, родителей, которые потеряли сына, брата, отца и мужа.

Память о Натане всегда останется в сердцах тех, кто с ним общался и кому он оставил свое доброе имя.

Натан Аронбаев похоронен на нашем Самаркандском кладбище. Когда я прилетаю в Самарканд, я первым делом навещаю могилу моего друга Натана.

Его свеча памяти всегда будет гореть ярким пламенем в наших сердцах.

Покойся с миром!

Роман Ханимов

Президент Благотворительного фонда “Самарканд”.


Натан Аронбаев – выдающийся сын своего народа

Так получилось, что из всех друзей и родственников я был, возможно, единственным, кто часто бывал в совхозе «Рассвет» Джизакской области. Я жил почти месяц в его доме, принимал участие вместе с ансамблем «Орфей» в разного рода торжествах, которые проходили там, и знал его не только по воспоминаниям детства и юности, но и непосредственно по той непростой работе, которой он посвятил свою жизнь.

Совхоз «Рассвет» был открыт по инициативе первого секретаря Компартии Узбекистана Шарафа Рашидова, который знал многих бухарских евреев и одобрил кандидатуру Натана на должность директора совхоза и главного ветеринара Зарбдарского района.

Советские войска вошли в Афганистан в 1979 году. Тогда я учился в консерватории. Но потом, в связи со сложностями в этой войне, стали призывать всех подряд. При помощи Якова Левиева я мог остаться почти два года. Но в мае 1981 года стали забирать всех подряд, а некоторых прямо со свадебных торжеств.

Однажды мне позвонили из военкомата в 12 часов ночи и в срочном порядке приказали явиться в призывный участок в 7 часов утра.

Я пообещал прийти, точно зная, что не пойду. Не расстраивая маму, я просто пошел, куда глаза глядят. И вдруг на пересечении Восточной и Бухарской улиц мне стал сигналить с грузовика какой-то человек. Им оказался Натан.

– Что с тобой?

– Меня хотят забрать в военкомат и отправить в Афганистан, – ответил я ему.

– Ладно, сейчас поедем к папе, я оставлю теленка, и мы с тобой поедем ко мне, в совхоз «Рассвет». Там тебя никто не найдет, – сказал он, и я сел к нему в кабину. Через два часа мы были в его совхозе. Я там прожил почти месяц.

Так я остался в Самарканде, где надо было помогать больной матери, выдать замуж сестренку, жениться самому…

Спасибо, Натан!

Спасибо, Ирина!

Рафаэль Некталов,

главный редактор газеты
The Bukharian Times