THE BUKHARIAN TIMES

Не таких бычков Америка в консервные банки закатывала

Интервью главного редактора The Bukharian Times Рафаэля Некталова об итогах выборов мэра в Нью-Йорке С ним беседует редактор газеты “Менора” Леонид Елизаров.

Уганда на Бродвее?

Леонид Елизаров: Рафаэль, Нью-Йорк вздрогнул: новым мэром стал 34-летний мусульманин из Уганды, социалист и ярый сторонник палестинской независимости. Это конец света?

Рафаэль Некталов:  Не преувеличивайте, ведь, к счастью, Америка – страна, где даже апокалипсис проходит в рамках закона. Так что пусть успокоятся все, кто уже начал паковать чемоданы. Мамдани – не фараон, а всего лишь мэр, и не Богом посланный, а избирательной комиссией утверждённый. Хотя еще не было инаугурации.

– Но ведь он открытый противник Израиля!

– Мы это пережили при Обаме. Не секрет, что за Мамдани  голосовала почти четверть его электората среди еврейского населения Нью-Йорка! Причём не только ультраортодоксы, антисионисты, типа «Нетурей Карта», а вполне светская, молодая публика. Те, кто за популистские лозунги: бесплатный транспорт, дешёвое жильё и замороженные цены. Молодежь еще не понимает, что, чем громче предвыборные обещания, тем меньше шансов, что они будут исполнены.  

– Бесплатный транспорт, дешевое жилье, «бла-бла-бла». Но, выходит, поверив в обещания, некоторые евреи проголосовали против Израиля?

– Нет, это вам из Израиля так кажется. Евреи проголосовали за обещанный комфорт. И это типично американская история. Здесь выбирают не «друга Израиля», а того, кто пообещал Wi-Fi в метро и бесплатную парковку. Нью-Йорк проголосовал за себя. И нам пора перестать думать, что Нью-Йорк – это филиал Иерусалима. Знаете, коллега, на Параде Солидарности с Израилем на Пятой Авеню, рядом с пропалестинцами тоже разные евреи стоят, а среди марширующих в поддержку Израиля почти нет израильтян и почти нет бухарских евреев – обидно!  

Уганда на Бродвее?

– Действительно, обидно.  Ну а что будет с парадом, да и со всей еврейской общиной теперь, когда у руля города человек с такими взглядами?

– Паника – плохой советчик. Мамдани не сможет «захватить» Нью-Йорк. Ведь городу не хватает бюджета. А это значит, что без федеральных дотаций и дотаций штата Нью-Йорк не проживет. Другими словами, без Трампа и Конгресса Мамдани не сможет даже автобус перекрасить. Попробуй поуправляй «левыми лозунгами», когда каждый дополнительный доллар из бюджета государства, который необходим мегаполису, как воздух, утверждает Сенат. Так что Мамдани ждёт встреча не с сионистами, а с бухгалтерией.

– Всё-таки странно, что такие выборы вообще стали возможны…

– Издержки демократии. Известно ли вам, что при голосовании в Нью-Йорке не нужно предъявлять паспорт? Вот и получаем: много приезжих, много лозунгов – и демократия без идентификации. Нью-Йорк – город свободный, но иногда чересчур. Но! Есть фактор Трампа!

–  В чем он выражается? Ему уже дерзко бросил вызов будущий мэр: включи громкость! Дескать, не слышу!

– Мамдани – бывшему члену Ассамблеи штата Нью-Йорк – придется столкнуться и с другими вызовами, говорят эксперты. Он предложил пополнить бюджет на 10 млрд долларов, увеличив налоги на зажиточные корпорации и один процент жителей Нью-Йорка с самыми высокими доходами. Но для этого ему будет необходимо одобрение губернатора штата.

Уганда на Бродвее?

– Но она тоже поддержала Мамдани?

– Но не в этом вопросе. Демократке Кэти Хокул предстоит в следующем году битва за переизбрание на пост губернатора штата Нью-Йорк, и пока она не поддерживала налоговый план Мамдани. Соратница Трампа Элиз Стефаник уже заявила, что она будет бороться за номинацию от Республиканской партии на пост губернатора. Трамп может еще сильнее помешать планам Мамдани, если он решит сократить федеральное финансирование Нью-Йорка. В прошлом году город получил 7% своего бюджета – 8,5 млрд долларов – из федеральной казны.

– Как на результаты выборов реагирует еврейская община?

– По-разному. Кто-то уже пишет политическое завещание, а кто-то улыбается и говорит: «Пережили же Де Блазио – и Мамдани переживём». Я думаю, правда посередине. Нью-Йорк всегда был городом демократов, и во главе стояли в разные годы итальянцы, евреи, немцы, афроамериканец. Мэр здесь не монарх, а менеджер с ограниченным лимитом власти. Мне не понятно, почему противники Мамдани так акцентируют его мусульманское происхождение. Карла Маркса при рождении тоже называли Мордухаем. Видимо, в Пурим родился…

Уганда на Бродвее?

– А как на этих выборах проявили себя бухарские евреи?

– Прекрасно! Они пошли голосовать. Такой всплеск политической активности наблюдался только во время выборов Трампа! Вот тут начинается самое интересное. Мы, бухарские евреи, достаточно давно живём в Нью-Йорке, но в большую муниципальную политику по-настоящему так и не вошли. Голосуем за президента дружно, а вот за члена горсовета, члена конгресса от своего округа, члена Ассамблеи Штата – лениво.

 А между тем именно локальный (округ), а затем и муниципальный уровень решает, будут ли у нас гранты, программы поддержки, площадки для общины. Во время избирательной кампании Эндрю Куомо блестяще себя проявил Рубен Давыдов, адвокат, который громко заявил о себе своими пламенными речами на митингах, опираясь на свой опыт советского еврея, который жил при коммунизме в СССР. Перспективны Давид Аронов, Юхан Беньяминов, Диана Рахнаева, Леон Якубов…

– То есть нам пора перестать быть зрителями?

– Именно! Я не устаю повторять: Нью-Йорк – еврейский город. Но в нём слышно тех, кто говорит громче. Мы часто жалуемся, но редко участвуем. Вот пример – я предложил некоторым лидерам пригласить Мамдани в нашу общину ещё до выборов. На меня посмотрели, как будто я пригласил сатану на шаббат. А между тем, если бы мы поговорили с ним напрямую, возможно, услышали бы совсем не то, что пишут в газетах. По опыту ортодоксальных партий Израиля, могу сказать, что они порой поддерживали левых кандидатов.

– Мамдани в нашем Центре? Это действительно звучит дерзко.

– Дерзость – часть демократии. Мамдани левый, социалист, популист, но не джихадист. Его электорат – не мечети, а молодёжь, студенты, арендаторы. Он использовал настроение, как умел. Мы могли тоже использовать эту ситуацию по-своему. Не заигрывая с ним, а показать себя какие мы есть, и напомнить, что он должен принять к сведению пожелания нашего электората тоже.

– «Фисфасну» – говорят на иврите. Что ждёт город дальше?

– Всё то же самое, что всегда: пробки, налоги и надежда. А ещё – огромный шанс для нас. Еврейская община Нью-Йорка должна перестать бояться политики. У нас есть люди, которых слушают: общественные лидеры, бизнесмены. Нам пора самим становиться звёздами муниципального масштаба. Не только раз в четыре года, но каждый день.  К примеру: у нас постоянно проходят выборы судей! В общине более 200 адвокатов! И никто из них до сих пор не выдвинул себя на выборы судей. А это важная должность!

– Вы лично верите, что Мамдани не является угрозой для евреев?

– Я верю в систему. Америка пережила Обаму, Билла де Блазио (погромы по всему городу), катастрофу 11 сентября 2001 года и недавние годы с ковидом. Переживём и Мамдани. Не таких бычков Америка в консервные банки закатывала! Главное, чтобы мы перестали бояться его имени и начали помнить своё.

Леонид Елизаров

“Менора“, Израиль