
В течение недели, с 20 по 28 ноября, всемирно известный режиссер Али Хамраев пребывал в Нью-Йорке по приглашению общества Asia Society, организовавшего в Манхеттене ретроспективу его фильмов.
Несколько дней Мастер посвятил и своим землякам в Квинсе. О премьерном показе в США его последнего документального фильма “Сиреневый ветер” мы уже рассказали в прошлом выпуске газеты. Репортаж с премьеры был также показан на канале RTVi в программе “Итоги недели”.
Среди поклонников таланта Хамраева значится Юхан Беньяминов, наш поэт, писатель, композитор, певец и общественный деятель, который сделал все возможное для того, чтобы Али-ака перед отъездом в Милан смог комфортно приехать из Бруклина в Квинс, провести с ним гаштак в обществе с Ароном Ароновым, Рафаэлем Некталовым, Тавриз Ароновой, Александром Калужским, Романом Увайдовым в ресторане Stix.
Но давайте по порядку.

МУЗЕЙ
Вначале мы вместе с Юханом, Али Эргашевичем и его супругой посетили Музей наследия бухарских евреев, который открыл его одноклассник и большой друг Арон Михайлович Аронов. Рафаэль Борисович с огромным удовольствием показал гостям из Италии экспозиции музея, и Хамраев, не скрывая своего восхищения, знакомился с предметами быта, национальной одеждой, этнографией и культурой, искусством нашего народа, который так близок ему по своему мироощущению.

– Никогда не думал, что Арон может стать музейщиком! – признался он. – Был полиглотом, знал языки, любил спорт, песни напевал на французском, но то, что он соберет такую уникальную коллекцию и привезет ее в Нью-Йорк! Не думал! А тут такой пласт религиозных артефактов, афиш, фотографий выдающихся деятелей литературы, музыки, хореографии! Это незабываемо!
Глядя на портрет Юханана Мурдухаева, купца Первой гильдии Российской империи, выполненный его правнуком, талантливым художником Яковом Кандиновым, он воскликнул:
– Я знал этого убеленного сединами старца! Это дедушка моего друга и одноклассника Бориса Бабабекова, у которого он жил!
Он показал фотографию 80-летней давности, на которой запечатлены одноклассники школы №97.
Каково было удивление Юхана, когда он узнал, что и его отец, Юрий Беньяминов, тоже учился с Хамраевым и Ароновым в одном классе! Он сразу же позвонил ему, и надо было видеть, как три человека, которым под девяносто, вспоминали каждого одноклассника и учительницу, называли их имена, вспоминали смешные истории из далекого послевоенного детства!

STIX
Этот ресторан пользуется особым расположением у Юхана Беньяминова. Здесь он, как у себя дома. Заказывая блюда, он узнал, что нет его любимого шашлыка из печенки, сразу же встал с места, отправился в кухню, попросил нож, печенку и сам стал разрезать куски на шашлык.
Мне приходилось видеть, как он царствует в своем доме, лично накрывая столы, но чтобы в ресторане пройти в кухню и приготовить шашлык, такое я увидела впервые! Браво, Юхан!
– Али Хамраев занимает особое место в культуре и искусстве Узбекистана, и я был рад встрече с ним. В свое время Рафаэль Некталов познакомил нас, и с тех пор Али Эргашевич для меня высокий гость и Устоз, с которым я намерен тоже что-то осуществить, – сказал он.
Тавриз Аронова, известный публицист, общественный деятель, рассказала о том, как дороги ей фильмы Хамраева, созданные им в советские годы, о своей последней поездке в Ташкент, который произвел на нее огромное впечатление, но особенно ей запомнились встречи с простыми людьми на Алайском рынке, которые порадовали ее своей щедростью и добротой.

– Али Хамраев, наряду с Тарковским, Параджановым, Михалковым-Кончаловским, формировал мое эстетическое мировоззрение, благодаря которым я стала понимать поэтику кино, – сказала она. – Более того, он большой друг бухарскоеврейской общины, жил на Укчи, знает наш язык. Немало своих фильмов он сделал в содружестве с таким гениальным художником, как Эмануэль Калонтаров. Он вспомнил своего друга и поведал аудитории в зале Asia Society о том, как художника советские власти могли лишить премии им. Хамзы, но он сделал все, чтобы восстановить его имя в списке лауреатов. А в фильме “Я тебя помню” играла легендарная Марьям Якубова! Эта была одна из последних ее ролей в советском кино.
Трудно передать ту удивительную атмосферу, которая ощущалась весь этот день, наполненный радостью встречи, воспоминаниями детства, любовью к Узбекистану и добрыми отношениями, которые веками складывались между узбекским и еврейским народами.
Александр Калужский тоже, как оказалось, связан с Италией. Там живет и работает его сын, тоже Александр, который преподает историю кино в колледже.

Али Хамраев с супругой выразили большую благодарность Тавриз Ароновой за подарок, который она преподнесла ему. А также высказал признательность Рафаэлю Некталову за организацию его встреч с земляками в Квинсе и личное присутствие на ретроспективе его фильмов в Манхеттене, а Юхану Беньяминову – за подаренный день, который запомнится ему навсегда.
С Ароном Ароновым они расставались особенно тепло и по-братски.
А я радовалась за отца. За это поколение, которое творит и думает о важных ценностях, культуре, искусстве…
Давно не видела Арона Михайловича таким счастливым!
Алла Аронова
