
Статья Я. Сиёнова “ЧАКЧАК БО Й O СЕФИ ГУРГ” была опубликована в газете “Байроки Михнат” за 1937 г. Перевод с языка бухарских евреев на русский выполнил Григорий Кураев. Несмотря на то, что статья опубликована в коммунистической газете и могла быть отредактирована в соответствии с требования идеологов тех лет, в ней приводятся интересные факты их жизни Бухарского эмирата тех лет.
Бухара. Сейчас Йосефу Гургову 84-й год. Этот старый певец-труженик в настоящее время получает государственную помощь в виде пенсии. Слушать Йо c ефа Гургова очень интересно. Он рассказывает молодёжи о временах проклятого эмира и говорит о значительном улучшении жизни и o счастье граждан нашего государства.
В то время, когда весь народ нашей страны готовится к выборам в Верховный совет CC СР, Йосеф тоже намерен принять в этом участие. Он знает, что сталинская конституция дала ему счастливую старость, знает права избирателей и принимает участие во всех предвыборных собраниях.
Когда мы задали Й. Гургову вопрос о выборах в старые времена, он, тяжело вздохнув, сказал: — Я прожил 67 лет во времена проклятых эмиров и за это время видел трёх эмиров. Сотнями менялись кази, главные ишаны, кушбеги и чиновники эмира. Все их проклятые и вероломные поступки определял сам эмир.
Эмир со своими чиновниками занимались грабежом и разоряли безвинных и тех, кто не сделал ничего плохого. Их обижали и бросали в темницы, убивали, потому что никто не имел права что-либо говорить во времена его тирании. Никто не мог пожаловаться на беззаконие и злодейства проклятого эмира и его чиновников.

Что касается выборов, то в Бухаре не знали, что такое выборы. Трудящиеся евреи были бесправными и униженными. Смена эмира, то есть возведение на трон сына умершего эмира, проходила следующим образом: об этом никому ничего не говорили, но когда властвующий эмир умирал, его смерть скрывалась от народа. Чиновники эмира очень боялись ярости и гнева народа, поэтому во избежание какого-нибудь мятежа и сохранения своего благополучия они скрывали от народа смерть проклятого эмира.
Тайно возводили на трон его сына и потом объявляли о смерти эмира. Тело эмира Музаффар-хана, умершего в г. Карши, привезли в Бухару, облачили в одежды правителя и усадили на трон. Вместо него эмиром объявили его сына. Чиновники делали это тайно, опасаясь народного гнева.
В сентябре 1920 г. трудящиеся Бухары с помощью руководителей коммунистической партии и русских пролетариев уничтожили эмира и его чиновников. Вот уже 17 лет мы живём свободными и счастливыми.
Заканчивая свою речь, Йосеф Гургов сказал, что 12 декабря отдаст свой голос лучшим людям – Зинаиде Кураевой и другим.