Почему нужна работа над фотоархивом нашего музея

Имонуэль Рыбаков
исследователь истории бухарских евреев
Американский музей наследия бухарских евреев, созданный Ароном Михайловичем Ароновым и бизнесменом Юрием Садыковым, является «визитной карточкой» общины.
Его часто посещают наши гости, политические деятели, которые восторгаются собранием редчайших предметов прикладного искусства, этнографии, культуры и истории нашего этноса.
К сожалению, в музее всё ещё отсутствуют таблички с указанием и описанием выставленных артефактов, его истории, что порой вводит посетителей в заблуждение.
Недавно Рафаэль Некталов, который занимается в течение многих лет историей рода Муллокандовых, автор двух монографий «Гавриэль Муллокандов» (1993) и «Авнер Муллокандов (2006), обратил внимание на фотографию 30-х годов прошлого века и спросил Аронова, кто на ней изображен. Директор ответил, что вроде бы это семья народного артиста Узбекистана Гавриэля Муллокандова.
– Я сфотографировал фотографию и отправил Розе Моисеевне, супруге Рошеля Гавриэловича Муллокандова, а также Славику Мошееву, у которого много уникальных фотографий в семейном архиве. Слава предположил, что на фото, кроме Г.А. Муллокандова и его супруги Сары, находится его сестра Имошолом. Роза Моисеевна, оценивая сходство с Гавриэлем Муллокандоновым, выразила сомнение в том, что на снимке именно он, – рассказал мне Рафаэль Некталов. – Она потом переслала фотографию в Израиль к Светлане Гавриэловне, дочери великого певца. Та сразу же опровергла версию о том, что на фотографии её отец.

Чтобы удостовериться в ее правоте, Рафаэль Некталов поместил снимок на своей странице на Facebook и попросил помощи у своих друзей.
Давид Мавашев был уверен, что на фотографии известный музыкант и певец Ёир Муллокандов с супругой Зоей. Они были актерами бухарскоеврейского театра Наркомпроса Узб ССР, который функционировал с 1932 по 1939 годы в Самарканде. Эту версию поддержал и Боби Исхаков.
В свою очередь я, увидев фотографию, сразу откликнулся и написал, что снимок в музей был передан мной, и описал его. На нём запечатлены члены семьи моего деда Абрама Рафаэловича Якубова (1929-2013), выходца из Маргилана, в прошлом главного инженера Ферганского облпромсовета, а позже сотрудника Министерства финансов Узбекистана.
Этот снимок был опубликован в книге воспоминаний А. Якубова «Мой жизненный путь» (Нью-Йорк, 2012), где рассказана его история с его собственных слов.
«На фотографии, снятой в городе Коканде в 1935 г. справа налево запечатлены моя бабушка Имошолом Мошеева (Ягудаева) с чилимом в руках, мама Фарехо (Вера) Ягудаева (Якубова) с дойрой в руках, дядя Исроэль Мошеев с дутаром в руках, я – Абрам Якубов (мальчик), Нина– жена дяди Исроэля с пиалой в руках, моя тётя Яфа Ягудаева. Настоящая фотография была снята по случаю принятия иудаизма посредством «гиюра» Ниной, женой Исроэля Мошеева и их религиозного бракосочетания «Кидуш». Исроэль Мошеев (дядя профессора Иосифа Мошееева – прим. ред.) женился на русской девушке Нине в Москве, откуда привёз её в Коканд, где она приняла иудаизм, став еврейской.
Моя бабушка по матери, Имошолом, являлась дочерью купца Бениамина Шушакова. Прадед Бениамин вѐл торговлю с Кашгаром. По рассказу бабушки, обряд гиюр проводили мулло Давид-Хаим Ягудаев, талмудист Сион Хаитов и другие религиозные деятели Коканда».
Таких образом, у Рафаэля Некталова отпали все сомнения о том, кто запечатлен на этом снимке. Надо отметить, что еврейская община Коканда занимает одно из центральных мест в истории бухарских евреев и требует своего освещения.

До революции Коканд, наряду с Ташкентом и Самаркандом, являлся одним из европеизированных городов Русского Туркестана В нём были сосредоточены промышленность и купечество края. А памятники материальной культуры, архитектуры бухарских евреев, особняки купцов Первой гильдии Российской империи Потеляховых, Вадьяевых – являются городской достопримечательностью и по сей день.
Предлагаю вниманию читателей ещё один фотоснимок из книги деда, снятом в Коканде, где слева направо запечатлены три подруги: Фрехо Ягудаева (супруга бизнесмена Рафаэля Якубова по прозвищу Ойнаки), Сара Аронова (вторая жена бизнесмена Менахема Мататова) и Зина Самандарова (супруга педагога Натана Авезова). Год не указан. Ориентировочно 30-е годы.
PS: Спасибо Имонуэлю Рыбакову за предоставленную информацию об истории семейной фотографии. Как оказалось, подаренная им фотография была описана лично им. Но когда ее увеличили, поместив новую копию, информацию о снимке не перенесли. А жаль.
Убедительная просьба ко всем, кто передает в дар музея фотографии прошлых лет: написать, кто на них изображен, указать дату и место и по возможности, кем выполнена фотография, кому принадлежала до этого дня.

– Наш музей работает все дни, кроме субботы и еврейских праздников, – сказала Алла Аронова, ассистент директора музея. – Содержание музея – это непростое дело. Оно требует постоянной и кропотливой работы, очистки территории, уборка от пыли, создания выставок. Поэтому всем посетителям, прежде чем переступить порог музея, необходимо внести плату в размере 18 долларов с взрослых (после 18 лет), 12 долларов с учащихся школ о студентов, бесплатно для детей дошкольного возраста.
Рафаэль НЕКТАЛОВ
Чтобы посетить музей, следует позвонить нам за день по телефонам: 917-902-6950, 646-251-1512.