Рафаэль Некталов
Иерусалим – Нью-Йорк

28 августа… Конференц-зал “Биньяней а-Ума” в Иерусалиме утопает в сиянии прожекторов и в звуках хасидской музыки. Более 300 участников – мужчины “золотого возраста” со всей страны – собрались на ежегодный съезд сети “Тиферет Закеним – реббе Леви-Ицхак”.
Меня пригласил сюда Леви Авнерович Леваев, и таким образом я стал свидетелем этого удивительного события, посвященного памяти раввина Леви-Ицхака Шнеерсона, человека-легенды, воплощавшего собой пример самоотверженной борьбы за еврейские ценности, исключающей любые компромиссы. Сын раввина Леви-Ицхака, Седьмой Любавичский Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон, продолжил его путь.

Особое внимание реббе Леви-Ицхак уделял благотворительности и разнообразным формам помощи нуждающимся.
В фойе я встретил своих ровесников, которых знал еще по Самарканду, они получали свои удостоверения участников проекта “Тиферет Закеним – реббе Леви-Ицхак”.
Как сообщил сопровождавший меня член Конгресса бухарских евреев Яаков Мошияхов, это уже 101-й колель в Израиле (Колель Тора – это уроки, на которых взрослые мужчины, преимущественно женатые, занимаются изучением Торы). В зале в основном пенсионеры, для которых и создана эта замечательная программа, чтобы помочь им расширить и пополнить свои духовные знания.

– Каждый день они собираются на три часа и погружаются в изучение Талмуда, мидраша, мишны, – поделился со мной раввин Борис Исхаков. – Это важно, чтобы дети и внуки видели, как их отец или дедушка направляется в синагогу, носит кипу.
Обучающимся выделяется стипендия, но, как сказал мне один из моих собеседников по имени Симха, эти деньги расходуются им на нужды синагоги в Ор-Йехуде, в которой он молится.
– Мне моей пенсии хватает! – сказал он.

За движением “Тиферет Закеним – реббе Леви-Ицхак” стоит Йеошуа Леваев, вице-президент Всемирного Конгресса бухарских евреев, фактически возглавляющий организацию. Вдохновителем он называет Любавичского Ребе.
Своё слово произнёс и рав Шломо Моше Амар. Он провёл трогательную церемонию принятия “олмалхут шамаим”. Его слушали с благоговением и после выступления окружили плотным кольцом, чтобы получить его благословение.
Рав Шломо Амар неоднократно бывал в Нью-Йорке и постоянно посещал общинный Центр бухарских евреев, иешивы “Бинат хаим”, Квинс Гимназию, Он пользуется особым уважением и почтением среди бухарских евреев нашего города.

Леви Леваев: “Сейчас 101 – будет 1000!”
К собравшимся обратился Леви Леваев – президент Всемирного Конгресса бухарских евреев, меценат, благодаря которому этот проект воплотился в жизнь и продолжает развиваться. Убеждая всех активнее практиковать ценности иудаизма, он призвал каждого стать примером для своих сыновей и внуков, чтобы не прерывалась передача от поколения к поколению знаний и традиций жизни по законам Торы.
В своей речи Леваев объявил амбициозную цель: через год – тысяча колелей по всей стране.
Надо было видеть, с какой гордостью светились глаза моих соплеменников в зале.

– Мы все репатриировались полвека тому назад, в начале 1970-х, и вот смотрите, среди нас оказался Леви Леваев, который продолжает благородные дела своего отца, раввина Авнера, и дедушки, раввина Завулуна Леваева, – сказал мне Я. Симхаев. – Кол хакавот!
Речь Леваева сопровождалась бурными аплодисментами, и не только потому, что он меценат. Овацию устроили прежде всего человеку, своей деятельностью воплотившему идеалы своих предков.
После завершения речи он с трудом, с помощью охраны, пробирался к выходу, так как к нему тянулись десятки участников проекта, с просьбами оказать им содействие в решении ряда проблем, с которыми они сталкиваются в своей духовной жизни.

Леваев любезно отвечал каждому, кому-то оставил свою визитку, кого-то познакомил со своим ассистентом. По дороге один блогер задал ему вопрос:
– Господин Леваев, вы очень многое сделали в жизни и очень многого достигли. Люди просят, чтобы вы кратко сформулировали свой жизненный опыт и секрет того, как добиться успеха.
— Не надо мудрствовать, а надо действовать по простому смыслу того, что нам предписано: отделять десятину от своих доходов, помогать ближнему и делом, и словом. Делайте всё искренно, по-настоящему, от всего сердца. И тогда Всевышний даст вам благословение, тоже от всего сердца. Как видите, всё очень просто! Делать мицву, помогать нуждающимся, давать цадаку – и это все вернется!
Когда я позже встретился с ним в его офисе, Леваев сказал, что многие годы работает на этот проект, который помогает людям в зрелом возрасте осмыслить свое место в жизни, приблизить его к еврейским ценностям. И с улыбкой, добавил: “Видеоклип того блогера за два дня набрал миллион просмотров!”.

Но вернемся к тому, что происходило в зале “Биньяней а-Ума”.
Со словами поддержки к участникам колеля обратился рав Звадия Коэн, глава раввинского суда общины бухарских евреев, закончив выступление мощным “Биркат ко h аним”.
Особым моментом стала церемония завершения трактата Гемары – возможно, оно было самое масштабное в мире – с участием всех собравшихся.
Музыкальную часть вёл знаменитый хазан Йони Шломо с ансамблем. Хасидские мелодии сменялись танцами, а богатая трапеза-мицва придала вечеру вкус праздника.
Жаль не хватало ни наших музыкальных мотивов, ни замечательной бухарскоеврейской кухни. Пока мы доноры. Но пройдет время, и эта часть праздника будет включать наши восточные характеристики тоже.
Завершил торжество рав Шалом Духман из Нью-Йорка. Он напомнил, что сам присутствовал на фарбренгене (моисаргирон), где Ребе Любавичский впервые призвал создать сеть колелей. “Тиферет Закеним”, – подчеркнул он, – проект, которому нет равных в мире!”.
Съезд в “Биньяней а-Ума” стал больше, чем мероприятием. Это – поворотный пункт в жизни всех присутствовавших. “Его участники уехали по домам с чувством миссии и гордости, зная, что они – часть духовной революции, – написали журналисты “Меноры” Дуду Бар и Леонид Елизаров. – Главный вывод вечера: третий возраст – не время заката, а эпоха расцвета, значимости и Торы, которая даёт силы и свет”.

ОТ РЕБЕ ЛЕВИ ИЦХАКА ШНЕЕРСОНА – К ЛЕВИ ЛЕВАЕВУ
Во время своей поездки в Алма-Ату в 2015 году я посетил могилу раввина Леви -Ицхака Шнеерсона, ставшую местом поклонения еврейских паломников из США, Канады, Израиля, России, Белорусии, Украины, Узбекистана и Казахстана.
Читая статьи о его жизни, я обратил внимание на один факт, связанный с противостоянием воинствующему атеизму советской власти..
В 1939 году, в СССР, проходила третья (1926, 1937) Всесоюзная перепись населения страны. Тогда евреи (официально – 2 672 499 человек) занимали шестую строчку, после русских, украинцев, белорусов, казахов и узбеков. В анкете содержался вопрос: “Верите ли вы?” и многие евреи боялись отвечать утвердительно, опасаясь потерять работу, ведь хотя Советская власть, согласно конституции, должна была соблюдать свободу совести и право евреев оставаться евреями, на деле евреев преследовала. Однако рав Леви-Ицхак выступил категорически против этого и в одну из суббот объявил в синагоге, что отрицательный ответ равносилен отречению от веры!
Это возымело результат: один из слушателей, за которого жена написала, что он не верит, потребовал исправить анкету, мол, предыдущий ответ неправильный, и он в действительности верит в Б-га.
В ходе сфальсифицированного судебного разбирательства рабби Леви-Ицхаку было предъявлено обвинение в антисоветской пропаганде. Его приговорили к пяти годам ссылки в Казахстан. Жил в 128 километрах от города Кзыл-Орда. Затем, после срока, ему не разрешили вернуться на родину, но позволили переселиться в Алма-Ату, где была большая еврейская община.
Перед своей смертью, 20 ава 5704 года (9 августа 1944 года) Реббе Леви-Ицхак Шнеерсон открыл глаза и попросил воды для омовения рук. Когда ее принесли, он сказал: “Надо перебираться на ту сторону”.
Это были его последние слова. В тот же день праведный раввин скончался и был похоронен на еврейском кладбище Алма-Аты.
О своей поездке в Казахстан я тогда рассказал Леви Авнеровичу и выступил с идеей обратиться к правительству Казахстана, чтобы оно выпустило марку, посвященную приближающемуся 140-летию со дня рождения Ребе Леви- Ицхака Шнеерсона. Он поддержал эту идею. Встретившись в Вашингтоне с большим другом нашей общины, Чрезвычайным и полномочным послом Республики Казахстан в США Ержаном Хозеевичем Казыхановым, я изложил нашу просьбу о выпуске памятной марки, посвященной погребенному в Алма-Ате раввину Леви-Ицхаку Шнеерсону. Он меня соединил с ведомством, которое отвечает за это, и мне сообщили, что подобного рода марки в Казахстане выпускаются к юбилейным датам, а 140-летие – не юбилейная дата. Должно быть 100, 150.
Через три года, в 2028 году, будет отмечаться 150-летие Ребе Леви-Ицхака Шнеерсона, и конечно же, в США, в Израиле, в Казахстане, где покоится его прах, в Украине, где он родился, будут широко отмечать эту дату. Тысячи паломников приедут в Алма-Ату, чтобы почтить память великого сына еврейского народа. Может быть, тогда и будет выпущена марка.
Я подумал: а почему Леви Леваев с таким упорством развивает свой проект, посвятив его памяти Ребе Леви-Ицхака Шнеерсона?
Президент Всемирного Конгресса бухарских евреев, который родился 21 ава, через 11 лет после смерти Ребе Леви-Ицхака, ведет себя, как человек, принявший эстафету от его сына Ребе Менахема Менделя Шнеерсона – Седьмого реббе Любавичского, несет её по жизни, как завещание, чтобы совершить мицву, которую выполняли эти великие духовные наставники 20 века.
Рафаэдь Некталов
Иерусалим – Нью-Йорк