THE BUKHARIAN TIMES

Интервью Миры Заргаровой со Светланой Ханимовой-Левитин

Мира Заргарова: – Дорогая Светлана Борисовна! Пользуясь случаем, хочу выразить Вам от всей души благодарность за ту огромную работу, которую вы делаете в нашей общине! В газете The Bukharian Times я прочла репортаж с праздничного вечера, посвящённого юбилею, 30-летию организации World of Women Immigrants, которую Вы бессменно возглавляете все эти годы.

Светлана Ханимова-Левитин: – Спасибо!

– После публикации юбилейного репортажа редакция газеты получила немало откликов. Дело в том, что Вы упомянули имя вашей мамы, Раи Шамаловой, которую знали многие самаркандцы. Именно ей Вы посвятили свою общественную деятельность на поприще поддержки больных онкологией и воинов Израиля. Расскажите, пожалуйста, о ней.

– Моя покойная мама происходила из очень известной и почтенной семьи бухарских евреев Самарканда. Её родители, Нерьё Шамалов и Дворо Бангиева, пользовались большим уважением и любовью в еврейской общине города. В их семье росли три дочери и два сына, и мама всегда с особым теплом вспоминала своих братьев и сестёр. Мама родилась в 1930 году, в очень непростое для страны время, которое совпало с репрессиями в СССР, Второй мировой войной, политикой государственного антисемитизма. Но она многого достигла сама, благодаря упорству и правильному отношению к людям.

– Чем Раиса Нерьяевна занималась?

– Мама работала зубным врачом, пользовалась большим уважением среди пациентов и своих коллег. Ее хорошо знали не только в Самарканде, но и во Фрунзе, где она жила некоторое время. Но прежде всего моя мама была человеком большой души. Мама любила семью, друзей, родных, всегда спешила на помощь тем, кто нуждался в поддержке. Очень энергичная, жизнерадостная, умная, образованная, щедрая и гостеприимная женщина, она всегда была душой компании. Её дом все время был полон родственников, коллег, друзей, музыки и света.

– Светлана, Вы отличаетесь большой любовью к искусству, театру, музыке. Это тоже от мамы?

— Не только. Я росла в еврейском квартале Самарканда, где все кругом пели и танцевали. И любовь к бухарскому фольклору и бухарскому Шашмакому мне привила моя бабушка Рахель, которая также прекрасно пела и всегда с любовью относилась к моей маме. У меня даже сохранились магнитные записи мамы, как она пела траурные обрядовые песни бухарских евреев ҳаққони, авоз анози”, после смерти бабушки, считая, что она всё-таки была её первой невестой. Это было, в некотором смысле, необычно для бухарской семьи “в разводе”, но был следствием того, так хорошо и с уважением моя мама, невестка относится к свекрови.

Замечу, что в доме мамы тоже часто собирались известные артисты и певцы, с которыми она исполняла любимые песни на родном языке. Она умела радоваться жизни, украшать её для других и вдохновлять своим примером.

К сожалению, в 1994 году ее не стало.

(пауза)…

Мама ушла в мир иной в Израиле, в самый святой день в жизни каждого еврея – Йом Кипур, в субботу, в возрасте 64 года, из-за коварной онкологической болезни.

— Сколько всего детей было у мамы?

— Она ушла из жизни, оставив после себя семерых детей: пять дочерей – Светлану (от Бориса Ханимова), Риту, Розу, Тамару и Бэллу, а также двух сыновей – Марика и Рафика (от брака с Ариэлем Калонтаровым, внуком Авраама Калонтарова, чей дом и по сей день является музеем в городе Самарканде).

После её ухода в мир иной, я решила увековечить доброе имя и дух нашей мамы. В память о ней была основана организация “World of Women Immigrants, Inc”, целью которой стала помощь онкобольным женщинам, поддержка их непростой жизни.

В 1995 году организация получила официальный статус некоммерческой корпорации. Мама верила, что доброта, любовь и единство между детьми, семьями и друзьями делают жизнь красивее, а мир – добрее. И сегодня её дух – живое вдохновение для нас, её детей, внуков и всех, кто продолжает ее дело.

– Таким образом, Вы продолжили то, что мама делала всю жизнь: дарить тепло, поддержку и вселять надежду в сердца своих пациентов.

– Да. Но при этом, хочу отметить, что после начала войны 7 октября 2023 года мы приняли решение поддерживать воинов Армии обороны Израиля. Таким образом, наша деятельность расширилась. Однако главной мотивацией моей деятельности, которую посвятила я своей маме, Раисе Шамаловой, является именно оказание помощи больным женщинам. Пользуясь случаем, выражаю всем, кто помогал нашей организации в течение всех этих 30 лет, огромную благодарность.

– Ваша мама по праву гордилась бы Вами!

– Спасибо.

Мира Заргарова