THE BUKHARIAN TIMES

Ицхак Мавашев: неординарный человек и учёный

Душанбе 30-х годов прошлого века, небольшой город, в котором было примерно 20 тысяч бухарских евреев, подарил нашему народу уникального человека, писателя, просветителя, фольклориста, биолога, знатока Бухарского “Шашмакома” – Ицхака Мавашева.​​

Хочу напомнить, что в этом городе уже в то далёкое время сначала в таджикском Инпросе (Институт просвещения), а затем в педагогических институтах работали известные представители нашей интеллигенции: Иммануил Фузайлов (1909-1971), Рахмин Галибов (1909 -1978), Гавриэль Самандаров (1910 -1987). А на сцене оперного театра блистали Авнер Муллокандов, Залмон Муллокандов и многие другие мастера культуры и искусства Таджикистана.

Позже, в новом Педагогическом институте, работали доценты Гавриэль Самандаров, Илья Мошияхов, а в Душанбинском мединституте – Рахмин Завулунов, Юрий Израилов, Юно Датхаев, Михаил Таджиков, Александр Пилосов, проректор ТаджМИ по учебной работе.

Когда создавалась новая редакция Таджикской энциклопедии, Ицхак Мавашев сыграл огромную роль в её становлении, работая в качестве консультанта. Он помогал подбирать квалифицированных специалистов. Среди них – музыковед, кандидат искусствоведения Зоя Таджикова.

Оценивая роль Мавашева, его вклад в развитие просвещения в Таджикистане, можно смело подчеркнуть: он был среди тех, кто способствовал огромному скачку, который произошел в те годы в становлении всенародной грамотности, в закладке фундамента современных научных знаний.

Ицхак Мавашев убедительно доказал, что бухарские евреи являются исконными создателями своей автономной этно-национальной литературой. Он сам был одним из первых писателей и талантливым переводчиком, человеком, оставившим после себя преданных последователей, которые с уважением относились к нему, а впоследствии и к его памяти, воспринимая своего наставника, как неординарного и меченого Б-гом творца.

Ицхак Нисимович Мавашев находился всегда в кругу таких известных таджикских писателей и поэтов, как Мирзо Турсунзаде, Боки Рахимзаде, Абдусалом Дехоти, Пулод Толис. Отношения с ними были дружескими и тёплыми. Он был литературным редактором многих авторов.

Ицхак Мавашев имел отличную память, обладал глубоким аналитическим мышлением, владел многими языками, включая арабский, испанский. Серьёзно вникал в разные отрасли науки – зарождающуюся генетику, физику, астрономию, был просветителем, интересным собеседником, мастером слова, прекрасно играл в шахматы.​

Последние 30 лет успехи нашего этноса на Западе в области научных знаний, искусства и литературы подтвердили пророческие мысли Ицхака Мавашева о том, что бухарские евреи и далее будут развивать свою национальную литературу, искусство, науку, Бухарский “Шашмаком”, вносить собственную лепту в культуру и искусство народов мира.

Очень приятно осознавать, что два его сына, Давид и Авнер Мавашевы, создав Фонд Ицхака Мавашева и Институт по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре (директор Рафаэль Некталов) и публикуя систематически его произведения, не дают угаснуть тому свету разума, которым он осветил многие десятилетия назад магистральный путь движения нашего талантливого народа в царство мысли и социального прогресса.​

Сегодня весьма актуальным становится выпуск полного собрания сочинений Ицхака Мавашева, поиск всех документов, касающихся его личности, жизни и деятельности. Они дадут представление о масштабе человека, без которого немыслимо изучение и осмысление истории и культуры бухарских евреев ХХ века.

Я поддерживаю предложение Рафаэля Гавриэловича Норматова, который озвучил пожелания многих бухарских евреев: увековечить память Ицхака Нисимовича Мавашева, назвав его именем одну из улиц израильского города Холона, где прошли последние годы его жизни, полностью посвящённые бухарскоеврейскому народу и Израилю.

Аркадий Завулунов

Доктор экономических наук